Программа Развития инклюзивной образовательной среды в МАДОУ Детский сад Детский квартал

Пояснительная записка
Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане
приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка
и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное
учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их
постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом,
способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в
общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для
широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов,
дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими
технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная
подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является
целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного
образования.
Актуальность
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов
адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является
закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего
отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на
предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая
дошкольное образование. В МАДОУ «Детский сад «Детский квартал» г. Соликамска число
лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает
примерно 24 % от общего состава дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с
отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них
физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти
нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться
дошкольники.
Краткая аннотация проекта (проекта Программы)
Целью данного проекта Программы является создание модели инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МАДОУ «Детский
сад «Детский квартал» г. Соликамска.Данный проект позволит удовлетворить потребности
общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате
реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания
организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих
детей в образовательном дошкольном учреждении по АОП

успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного
поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании
окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи,
коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания
вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного
учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагогпсихолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 20 педагогов и 67
дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольника,
индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного
образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных
учреждениях.
В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного
повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному,
адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.
Актуальность проекта (проекта Программы)
МАДОУ посещает 635 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 67 – дети с
ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники обучаются интегрировано в
группе по общеобразовательным программам, адаптированным по нозологическим
нарушениям (ТНР и ЗПР, ТНР).
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме
создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан
дошкольный психолого-педагогический консилиум (ППк) из педагогов дошкольного
учреждения. Специалисты
(учителя-логопеды, педагог-психолог,
музыкальный
руководитель, инструктор по физической работе - работают по рабочим программам (в том
числе, по психокоррекционным). Специалисты находятся в штате. Ведутся коррекционноразвивающие занятия, сопровождающие документы.
Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении
рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Анализ организации и
создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется
положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет
способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия
учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения
успеха. Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие
дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане
воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована
кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию
организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:
– повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с
проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной
педагогики;
– распространение опыта работы планируется рассматривать на семинарах, научнопрактических конференциях различных уровней.

Цель и задачи проекта (проекта Программы)
Целью Программы является создание условий для получения образования по полной
общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной
программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами (далее – дети с ОВЗ).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
•
повышать степень реализации принципов доступности и качества
образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
•
разработать и реализовать концептуальные основы развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы;
•
организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках
включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
•
создать специальные условия реализации образовательных потребностей
дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система
управления ИО РОС);
•
организовать системную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся
решением вопросов образования детей с ОВЗ;
•
создать систему мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, наличия
условий для получения ими дошкольного образования.
Ресурсное обеспечение проекта (проекта Программы)
Обеспечение успешности реализации проекта (проекта Программы) «Развитие
инклюзивной образовательной среды» определяется следующими имеющимися
оптимальными условиями:
•
материально-техническая база:
– одно здание кирпичное двухэтажное. Имеются следующие функциональные
группы помещений: вестибюль; помещения:
– общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников,
полностью оборудованы и укомплектованы.
– кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
– физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими
снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;
– административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя,
делопроизводителя);
– хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое освещение, а
также дополнительный верхний свет.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: для
мальчиков и девочек, умывальники.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации
предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
•
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим
комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной
программ, согласно Федеральному перечню.
•
кадровый состав.
В должности «воспитатель» осуществляют образовательную деятельность 59
высококвалифицированных педагогов, из которых 20 работают с детьми с ОВЗ и
инвалидностью.
По уровню квалификации:
Всего
Из них:
аттестовано
высшая
первая кв.
СЗД
кв. категория
категория
59
21
30
8

По уровню образования:
- с высшим педагогическим образованием – 42%;
- со средним педагогическим образованием – 58%.
Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта (проекта Программы) осуществляет
администрация дошкольного учреждения в рамках внутреннего контроля и инициативная
группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО
воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта (проекта Программы) и апробации модели рассчитана на 1 год и
будет проходить (ежегодно) в 3 этапа:
•
Первый этап (с 08.04. -31.06.) – создание инициативной группы педагогов,
разработка проекта (Программы), сбор информации по инклюзивному образованию.
•
Второй этап (с 01.07. -30.09.) – диагностические мероприятия, создание
группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения,
разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные
акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента,
информирование общественности по внедрению инновации.
•
Третий этап (с 01.10. -31.05.) – проведение коррекционных, индивидуальных
занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование
здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции
нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для
процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга
результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта (проекта Программы) «Развитие инклюзивной
образовательной среды» МАДОУ «Детский сад «Детский квартал» г. Соликамска .
Мероприятия проекта (Программы) направлены на реализацию модели
инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ и содержат следующие направления
деятельности:
1.
Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей с
ОВЗ;
2.
Материально-техническое и организационное обеспечение;
3.
Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ;
4.
Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной
среды.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзией решает следующие задачи:
1.
Создать единую психологически комфортную образовательную среду для
дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
2.
Обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации дошкольников с ОВЗ на этапе дошкольного воспитания и
обучения;
3.
Организовать
систему
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социальнотрудового направлений деятельности;
4.
Преодолевать негативные особенности эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
5.
Постепенно повышать мотивацию ребенка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6.
Охранять и укреплять физическое и нервно-психическое здоровье
дошкольников;
7.
Адаптировать дошкольников с ОВЗ в социальной среде и формировать
трудовые навыки.

№/
№

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1.

Внесение изменений в уставы и
локальные акты дошкольного
учреждения

Администрация

Август

2.

Внесение изменений в штатное
расписание ДОУ

Заведующий

Август

3.

Разработка и совершенствование блока
«Инклюзивное образование» в
программе развития дошкольного
образовательного учреждения

Администрация,
старший
воспитатель

Август

4.

Создание компьютерной базы данных
дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе,
детях-инвалидах. Корректировка базы 3
раза в год

Администрация,
старший
воспитатель,
специалисты

Сентябрь

5.

Разработка перспективного плана
повышения квалификации педагогов
ДОУ

Старший
воспитатель

Сентябрь

6.

Создание сетевого взаимодействия ДОУ
с ЦВР, разработка планов совместной
работы ДОУ, заключение договоров

Администрация
ДОУ

Сентябрьдекабрь

7.

Составление индивидуальных учебных
планов и маршрутов развития
дошкольников, нуждающихся в
инклюзивном образовании

Старший
воспитатель,
педагогпсихолог,
учитель-логопед

В течение
года, по мере
поступления
детей

8.

Создание и организация работы
творческой группы по инклюзивному
образованию

Администрация,
педагогический
коллектив

В течение
года

9.

Организация и проведение
педагогических советов «Система
компетенций детей с особыми
образовательными потребностями»,
«Современные возможности организации
инклюзивного образования в
дошкольном общеобразовательной
учреждении», мастер-классы по
вопросам инклюзивного образования
«Особенности работы с семьёй ребёнка,
имеющего особые образовательные
потребности, при организации
воспитательно-образовательного
процесса»

Администрация,
воспитатели,
специалисты

В течение
года

10.

Изучение и обобщение опыта работы
воспитателей по системе инклюзивного
образования

Администрация,
педагоги

В течение
года

11.

Проведение заседаний дошкольных
методических советов по вопросам
организации и реализации инклюзивного
образования в ДОУ

Администрация,
старший
воспитатель

В течение
года

12.

Организация досуговой деятельности
детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе, детей-инвалидов
(кружковая работа)

Педагоги ДОУ

В течение
года

13.

Анализ годового плана ДОУ с целью
корректировки деятельности
педагогического коллектива по работе с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе, детьмиинвалидами.

Администрация,
педагоги

Май

14.

Укрепление материально-технической
базы дошкольного образовательного
учреждения для реализации программы
инклюзивного образования

Администрация

В течение
года

15.

Разработка и принятие ежегодных
планов сетевого взаимодействия с
учреждениями и организациями

Администрация,
педагоги,
педагогпсихолог,
учитель-логопед

Сентябрь

16.

Взаимодействие с отделом социальной
защиты населения, органами опеки и
попечительства с целью сверки списков
детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

В течение
года

17.

Участие педагогической и родительской
общественности в мероприятиях в
рамках программы инклюзивного
образования

Администрация,
педагоги

В течение
года

18.

Организация работы совета учреждения,
родительской общественности по
формированию и развитию толерантного
отношения к процессам интеграции и
инклюзии.

Администрация,
педагоги

В течение
года

19.

Проведение родительских собраний по
вопросам охраны здоровья, правового
просвещения родителей в вопросах
интегрированного и инклюзивного
образования

Администрация,
педагоги

В течение
года

20.

Организация работы по
информированию родителей о создании

Администрация,
педагоги

В течение
года

условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами

21.

Обеспечение курсовой подготовки и
переподготовки педагогических кадров
по организации и обеспечения
инклюзивного образования

Администрация

В течение
года

22.

Организация работы психологопедагогического консилиума (ППк) с
целью выявления особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья
и оказания индивидуальной
консультативной помощи обучающимся
и их родителям

Администрация,
педагоги

В течение
года

23.

Участие в конкурсах творчества
воспитанников на различных уровнях.

Старший
воспитатель,
педагоги

В течение
года

24.

Составление индивидуальных программ
сопровождения воспитанников с
особенностями психофизического
развития.

Педагоги

В течение
года

25.

Проведение коррекционной работы с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами

Педагоги

В течение
года

26.

Ознакомление родителей с
особенностями организации
коррекционно-развивающей помощи их
детям, индивидуальными программами
сопровождения, расписанием
коррекционных занятий.

Педагогпсихолог,
учитель-логопед,

Сентябрь,
январь

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические,
педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью оценки создания
специальных условий для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями
здоровья. В практической деятельности планируется взаимодействие со школой.
Практическая значимость результатов проекта (проекта Программы)
1.
Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях
дошкольного общеобразовательного учреждения.
2.
Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3.
Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных к дальнейшему обучению в школе.
4.
Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих
проблемы в здоровье.
5.
Родители смогут быть активными участниками образовательного и
воспитательного процесса.

6.
Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения,
участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного
отношения к людям с недостатками развития и здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».